В этой статейке содержатся материалы об истории подписания и условиях договора "О Всеобщем запрещении ядерных испытаний". Индия, которая уже произвела в 1974г один ядерный взрыв, его не подписала и вполне может продолжить испытания хоть завтра. Китай подписал, но испытания продолжил и поcле 1996г.
Пакистан, Израиль и ЮАР также не заявляют официально о своем статусе ядерной державы, хотя бомбы у них точно есть. Северная Корея и Иран, и возможно Бразилия, стоят так близко к обладанию ядерными технологиями, что никто не знает, когда эти станы сделают свою первую бомбу.
PS Берегите глазки, читать долго.


О запрете на ядерные испытания


1 Спустя 51 год после того как прогремел первый ядерный взрыв на Земле, международное сообщество достигло договоренности навечно запретить все испытательные ядерные взрывы. 24 сентября 1996 г. на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был открыт для подписания Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Первым свою подпись под документом поставил Билл Клинтон (той самой ручкой, которой Джон Кеннеди в 1963 г. подписал Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой - ну любят они попонтоваться). Вслед подписи под новым договором поставили все остальные четыре ядерные державы и около 70 неядерных государств. Ожидается, что к началу 1997 г. участниками договора станут более 150 государств мира (видимо типа Зимбабве и тп). Он устанавливает такие нормы поведения, которые запрещают проведение любых взрывов с ядерной энергией. С 1945 по 1996 г. в мире было произведено более 2000 испытаний. На США приходится 1030, СССР и Россию - 715, Францию - 210, Англию - 45, Китай - 45, Индия произвела один взрыв.

География испытаний охватывала практически все континенты. Они проходили в более чем 20 местах: в Неваде - 935, Нью-Мексико - 3, Миссисипи - 2, Колорадо - 2, на Аляске - 3, в России - 214 (132 - на Новой Земле), Казахстане - 496, на Украине - 2, в Узбекистане - 2, Туркменистане - 1, в Китае - 45, Алжире - 17, Австралии - 12, Индии - 1, на атоллах Муруроа - 175, Эниветок - 43, островах Рождества - 30, Бикини - 23, Джонстон - 12, Фангатофа - 12, Молден - 3, в Тихом океане - 4, в Южной Атлантике - 3.

2После договора 1963 г. частота подземных испытаний резко возросла. В 1974 и 1976 гг. США и СССР подписали договоры об ограничении мощности ядерных испытаний до 150 килотонн. В конце 70-х на трехсторонних переговорах (США-СССР-Англия) была практически завершена разработка проекта договора о полном запрещении ядерных испытаний, но его текст так и не увидел света из-за того что США не откликались на неоднократные предложения Советского Союза присоединиться к мораторию, который объявила Москва, и начать переговоры по соответствующему договору. Лишь дезинтеграция СССР создала условия, при которых США готовы были подписать ДВЗЯИ.
В 1990 г. СССР еще раз обратился к США с предложением последовать его примеру и объявить мораторий на испытания. Американская администрация, как и прежде, реагировала на это предложение негативно. Однако в 1992 г. свое слово сказал американский конгресс, обязавший администрацию Буша прекратить все испытания к сентябрю 1996 г. В 1992 г. США объявили мораторий на ядерные испытания , в том же году Франция при президенте Миттеране присоединилась к России, США и Англии (Англия проводила испытания своего оружия на полигоне в Неваде). В апреле 1993 г. на встрече в Ванкувере Б. Ельцин и Б. Клинтон согласились начать переговоры о запрещении ядерных испытаний как можно скорее. В августе 1993 г. Конференция по разоружению в Женеве приняла решение начать переговоры в январе 1994 г. В мае 1995 г. Конференция по продлению ДНЯО обязала ядерные державы завершить переговоры к сентябрю 1996 г., а в апреле 1996 г. на ядерном саммите с участием восьми промышленно развитых стран было принято совместное заявление о стремлении подготовить текст договора к соответствующему сроку. Политическая воля пяти ядерных держав, подавляющего большинства неядерных государств привела к тому, что многие трудные вопросы при разработке текста договора были решены на основе компромисса, а сами переговоры не оказались сорванными, несмотря на то что они шли под аккомпанемент ядерных взрывов Китая и Франции (последняя в 1995 г. прервала мораторий для проведения серии последних ядерных взрывов). Однако, если ядерная гонка среди пяти ядерных держав подошла к концу, то иная картина наблюдается в тех регионах, где расположены три "подпольных" ядерных государства - Индия, Пакистан и Израиль.

3Основные обязательства содержатся в ст.1, в которой каждая сторона обязуется не проводить каких-либо испытательных взрывов ядерного оружия или иных ядерных взрывов и препятствовать либо предотвращать осуществление любых ядерных взрывов в любом месте под своей юрисдикцией или контролем. Кроме того, каждая сторона обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или любого иного участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия или иного ядерного взрыва. Эта формулировка однозначно решает вопрос относительно так называемого ядерного взрыва нулевой мощности: она запрещает проведение каких-либо испытаний малой мощности или гидроядерных экспериментов, а также проведение ядерных взрывов для мирных целей.
Согласно договору, будет основана специальная Организация для реализации его положений, включая положения о международных мерах контроля. В организацию будут входить Конференция стран-участниц, Исполнительный совет директоров и Технический секретариат с Международным центром информации. Режим контроля договора будет включать в себя Международную систему мониторинга, из более 200 станций сейсмологического, радионуклидного, гидроакустического и инфразвукового слежения. Предусматриваются инспекции на местах и меры доверия. Четко оговаривается использование национальных технических средств, которые играют важную роль в соблюдении режима контроля. Требование о проведении инспекции на месте в случае какого-то подозрительного события должно быть утверждено как минимум 30 голосами членов Исполнительного совета директоров (он будет состоять из 51 члена). В течение 96 часов с момента получения требования на проведение инспекции совет должен принять решение по этому поводу. По общей оценке экспертов, технический уровень современных систем наблюдения настолько высок, что вряд ли какое-либо нарушение останется незамеченным. Договор предусматривает меры по обеспечению соблюдения его положений, включая санкции, а также меры по урегулирования споров. Если Конференция или Исполнительный совет определят какой-то случай как представляющий особую важность, они могут вынести его на рассмотрение ООН. Любая страна - участница договора может предложить поправки к нему, которые должны быть рассмотрены и приняты большинством стран-участниц при отсутствии голосов "против". Договор вступает в силу через 180 дней со дня депонирования ратификационных грамот всеми странами, перечисленными в Приложении 2, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания. В Приложение 2 включены 44 страны, которые эксплуатируют ядерные энергетические или исследовательские ядерные реакторы. Спустя 10 лет после того, как договор вступит в силу, будет проведена конференция стран-участниц с целью рассмотреть эффективность его действия. Срок действия договора не ограничен. Каждая страна-участница имеет право выйти из него, если решит, что чрезвычайные обстоятельства, связанные с договором, поставили под угрозу ее высшие национальные интересы. Депозитарием договора является Генеральный секретарь ООН, который принимает ратификационные грамоты и документы о присоединении.

4Аргументы Дели
То, что Индия откажется от присоединения к договору, было предсказуемо, когда еще шли переговоры. Индия настаивала на том, чтобы в тексте содержались твердые сроки окончательной ликвидации ядерного оружия ядерными державами и их обязательства на этот счет. Иначе, считает Индия, договор узаконивает бессрочный статус пяти ядерных держав. Она также критиковала текст договора как дискриминационный из-за того, что в нем не содержится четкого запрета на дальнейшую разработку и качественное улучшение ядерных вооружений. По мнению Индии, договор ставит ведущие технологические державы в выгодное положение, ибо "нулевой вариант" разрешает имитационные испытания в лабораторных условиях с использованием компьютерной техники, а это дает возможность создать более изощренные вооружения по сравнению с существующими. Однако ее главное возражение было связано с процедурой вступления договора в силу. Индия была против того, чтобы ее упоминали в числе 44 государств, которые обязательно должны подписать документ, чтобы он возымел силу. По ее мнению, это является ущемлением прав Индии как страны, которая считает себя первым кандидатом в постоянные члены Совета Безопасности ООН; включение ее в список наравне с другими неядерными развивающимися странами было воспринято как оскорбление. "В современном индийском обществе само упоминание ДВЗЯИ ничего, кроме презрительного отношения, не вызывает", - писал об этом индийский политолог Б.Геллани в статье, опубликованной 12 сентября 1996 г. в "Интернэшнл геральд трибюн" под названием "Оставьте Индию в покое".

С точки зрения максимальной эффективности договора о запрещении ядерных испытаний, стремление включить в него Индию, Пакистан и Израиль на формальной юридической основе, чтобы нейтрализовать если не реальный, то даже гипотетический риск проведения ядерных испытаний этими странами, вполне обоснованно и понятно. Но с точки зрения укрепления режима нераспространения, аргументация, что договор бессмыслен без участия этих околоядерных стран, не выдерживает критики. Во-первых, договор - это прежде всего выполнение обязательств ядерных держав перед участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, и в данном случае они выполнены. Во-вторых, само наличие договора о запрещении ядерных испытаний с участием пяти ядерных держав и подавляющего большинства неядерных государств по сути дела поставит такие же политические препятствия на пути проведения ядерных испытаний , как и договор с прямым юридическим участием этих околоядерных стран. При обсуждении внутри каждой из них возможностей проведения ядерных испытаний реакция мирового сообщества в этом случае станет одним из решающих факторов. Достаточно вспомнить в связи с этим реакцию мирового сообщества на возобновление Францией испытаний ядерного оружия в 1995 г. в обстановке существования моратория со стороны США, России и Англии. Ее ближайшие союзники по ЕС присоединились в ООН к резолюции, осуждающей эти испытания. Стихийный бойкот французских товаров, в частности вина, прозвучал звонкой пощечиной мирового сообщества на нецивилизованное поведение Парижа, после чего последний был вынужден урезать число намеченных испытаний и заявить о поддержке "нулевого варианта".

хоть это прочитайте Отсутствие договора и непрекращающиеся испытания ядерными державами в годы холодной войны были благодатной средой для подготовки и проведения соответствующих испытаний околоядерными странами. В 1974 г. Индия провела взрыв ядерного устройства под кодовым названием "Улыбающийся Будда". В 1977 г. ЮАР собиралась провести испытания своих ядерных устройств, которые были сорваны совместными действиями США и СССР. В 1993 г. выяснилось, что в арсенале ЮАР было шесть ядерных устройств. В 1979 г. американские разведывательные спутники зафиксировали над Южной Атлантикой яркую вспышку, которая могла быть, по оценке экспертов, испытанием ядерного устройства совместно ЮАР и Израилем. В 1990 г. стало известно, что Бразилия в джунглях Амазонки готовила специальную шахту для испытания ядерного устройства.
Скорее всего, и Пакистан вряд ли возьмет на себя обязательства, от которых отказывается Индия, однако эксперты считают, что Исламабад может пройти половину пути, т.е. подписать договор, но не ввести его в действие. Как представляется, на современном этапе другое "подпольное" ядерное государство - Израиль, скорее всего, присоединится к договору. Эксперты полагают, что отрыв Израиля в ядерной сфере от арабских государств и Ирана настолько велик, что он ничем не рискует, подписав договор (типа данные-то 1997 года. Сейчас Иран как никогда близок к обладанию ядерным оружием). Более того, и в техническом отношении израильская ядерная программа не испытывает потребности в проведении испытаний. Тель-Авив предпочитает придерживаться своей внешнеполитической формулы, что он не будет объявлять себя официально ядерным государством.

5Позиция ядерных держав
Вступление нового международного договора в силу и его судьба зависят не столько от того, будут или нет проводить ядерные испытания "подпольные" государства (их даже можно проигнорировать, учитывая громадный разрыв в степени продвинутости атомных программ пяти ведущих ядерных держав), сколько от того, не поднимут ли "мятеж" атомные лаборатории и военные круги против договора в самих ядерных державах под тем предлогом, что без испытаний ядерные арсеналы будут ненадежны и небезопасны. Именно этот вопрос был главным в острых баталиях, которые шли внутри каждой из стран при выработке формулы запрета на ядерные испытания.
В конце концов Администрация Клинтона официально избрала подход "нулевого варианта".
Что касается Англии, то у нее вообще не было никакого выбора, так как все свои испытания она проводила на полигоне США в тесном сотрудничестве с американцами.
Позиция Франции , по сообщениям западной печати, изменилась после того, как было заключено секретное соглашение с США о сотрудничестве в области обмена информацией по контролю за ядерными запасами. Как писал авторитетный журнал "Авиейшн уик энд спейс текнолоджи" в августе 1995 г., "сфера этого сотрудничества включает компьютерное моделирование, имитацию взрывов и лабораторные эксперименты, которые могли бы заменить контрольные данные, получаемые при настоящих ядерных взрывах". КНР в целом заняла выжидательную позицию, но длительное время на переговорах выступала за то, чтобы мирные ядерные взрывы договором были разрешены. Свои возражения китайская сторона сняла после визита в КНР президента Б.Ельцина в апреле 1996 г., когда РФ согласилась с тем, что вопрос о мирных ядерных взрывах может быть отложен на будущее и вынесен за рамки договора.
6Лишь по отдельным высказываниям в нашей печати можно воссоздать картину отношения российских атомных лабораторий к договору. Так, газета "Правда" писала 19 сентября 1996 г.: "Большинство ведущих российских ученых, работающих в ядерных научных центрах "Арзамас-16" и "Челябинск-70", в том числе академик Ю.Трутнев, член-корреспондент РАН Б.Литвинов, главный конструктор С.Воронин, считают, что появление компьютерных технологий разделило ядерные государства на две неравноправные группы. Одна может совершенствовать свое оружие, а другая, к которой относятся Россия и Китай, такой возможностью пока не располагает". "Красная Звезда" от 30 августа 1996 г. была даже более категорична в оценке договора: "Трудно освободиться от впечатления, что чисто объективно российская сторона не может быть заинтересована в принятии и последующей ратификации договора в той же степени, как, скажем, США. Не надо быть экспертом, чтобы выстроить линию сомнений: не приведет ли это впоследствии к радикальному снижению способности наших ядерных средств к выполнению ими функции сдерживания? Будет ли материально обеспечен технологический прогресс в части, касающейся компьютерных имитаций? Не окажемся ли мы по все той же причине нехватки денег в хвосте разработок принципиально новых видов вооружений, способных конкурировать с ядерным оружием?"

Министр по атомной энергии РФ В.Михайлов также подчеркивает, что договор не только не препятствует модернизации ядерного оружия, но и "возможно создание нового поколения ядерного оружия "поля боя", обладающего относительно небольшой мощностью и малым побочным действием на территорию и население за пределами непосредственной зоны боевых действий".

Arch на основе http://npi.iip.net/RAPIC/nnp/relnnp_4.html


Сайт arch19.narod.ru создал arch icq#139043708 единолично.

Hosted by uCoz